Сагаан hараар! Сагаалганаар!
Опубликовал Jafar The Goblin, February 03 2011 - 00:19:00
Клан versus Light поздравляет Всех с наступившим Новым годом по лунному календарю!!




Пусть Наступающий год – станет для Вас временем воплощения всех задуманных планов, начинаний и принесёт самые яркие моменты в Вашу жизнь!
Пусть молитвы и благопожелания преподнесут Вам всех земных благ, умиротворения и благосостояния.
От всей души желаем Вам и Вашим близким доброго здоровья, счастья и всего наилучшего !!!



Extended News
Клан versus Light поздравляет Всех с наступившим Новым годом по лунному календарю!!





Национальный праздник «Сагаалган» получил статус народного праздника Республики Бурятия Указом Президиума Верховного Совета Бурятской АССР от 24 января 1990 года. В годы Советской власти встреча Нового года по лунному календарю, все языческие и буддийские праздники были фактически запрещены. Выросло два-три поколения бурят, не знающих и не видевших национальных праздников. Забытые в советский период истории культурные традиции получили новую жизнь, в их числе Новый год по лунному календарю, или «Сагаалган». Уже 20 лет светлый праздник, символизирующий начало Нового года, нового витка времени отмечается в Бурятии как государственный праздник.

Буряты - часть монголоязычного мира, скотоводы - ранее этот праздник отмечали в сентябре-октябре.

Название праздника произошло от слов «Саган» белый и «Сар» - месяц. Скорее всего, буряты называли этот месяц «молочным», поэтому более распространенным у бурят стало название «Саган Сар», или Белый месяц.

Белый цвет у бурят почитается особо, это символ доброго начала, благих пожеланий, чистоты, благоразумия. Празднование Сагаалгана в основном связано с переходом скота с вольных пастбищ на зимовку. Весь родовой коллектив радовался прибытку скота. Действительно, скот - главное богатство скотоводов. Ягнята, телята, верблюжата, козлята, жеребята, подросшие за лето и осень, весело паслись на зимних пастбищах и радовали глаз. Заготовлены дикоросы, ягоды, корни сараны, засушены лечебные травы и коренья. За лето подросли дети, стали помощниками родителям. Таким образом, отмечался еще один благополучно прожитый год, экономическая стабильность семьи рода.

Символами Нового года считаются орнаменты «бадма сэсэг» - растительный лотосовидный узор, считающийся символами благородства, чистоты мыслей, ума; «уулэн хээ – облачный узор, символ счастья; «улзы угалза» - узор благополучия, приносящий счастье и благополучие.

Цветовая символика, присутствующая в декоративном оформлении праздника, в традициях буддизма обозначает следующее.

Белый – символ благородства мыслей и чувств; желтый – любви; красный – радости; синий - постоянства; зеленый – вечной жизни.

У бурят Иркутской области буддизм был распространен в гораздо меньшей степени, чем в Забайкалье, что связано с особенностями распространения буддизма в Прибайкалье. Шаманисты праздновали старинный Новый год осенью.

С 1 по 15 число лунного месяца проходил хурал - богослужение не только для спасения душ всех людей, но и во имя распространения и упрочнения буддизма.

В настоящее время сложилась система светских обрядовых действий, связанных с празднованием Нового года по лунному календарю. Праздник длится целый месяц, собственно Новый год встречают первые три дня. Обряды подразделяются на культовые, которые проводятся в дацанах, и народные.

Готовиться к Сагаалгану начинают задолго до праздника. Во-первых, необходимо привести в порядок все хозяйственные дела по заготовке дров, сена. Мужчины начищают до блеска или заказывают новую сбрую и упряжь для своих лошадей. Женщины занимаются чисткой и шитьем одежды. Все члены семьи занимаются уборкой дома и во всех дворах, безжалостно выбрасывают старые и сломанные вещи. Затем необходимо обязательно окурить благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки.

Главным угощением новогоднего стола в Бурятии считается молочная пища: саламат, зеленый чай с молоком, сушеный творог и другие молочные продукты в традициях национальной культуры. В изобилии готовятся мясные блюда: мясо в бульоне, позы, бараньи лопатки, изделия из субпродуктов, не забываются пельмени и котлеты. После угощения национальными блюдами следует угощение праздничными блюдами других народов.

У кударинских бурят - рыбаков Байкала также одним из главных национальных блюд являются блюда из байкальских рыб, особенно из байкальского омуля в соленом, копченом виде, а также свежей ухи, так как в это время уже идет его подледный лов.

В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех. Проснувшись, после утреннего туалета, необходимо зажечь зула, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трём драгоценностям (Будде, Дарме и Санге), хозяевам местности на улице поднести божествам сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: Ом А Хум, что означает Тело, Речь и Ум. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого Месяца вместе со священнослужителями.

В день Сагаалгана принято начинать день с обхода округи с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Встречая со старшими необходимо быть опрятно одетым, застёгнутым на все пуговицы. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращённые кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти уважение к старости и мудрости. Если встречаются родственники, то одна рука остаётся на верху, а второй рукой поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины – по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.

В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым, укрепляя отношения. Приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.

В дни Нового года, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров": изображение "коня ветров" (тиб. лунта, монг. хий-морин), освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.